Процедура взыскания денежных средств по банковской гарантии

Чтобы в полной мере понимать принцип действия банковской гарантии, нужно знать, каким образом заказчик (бенефициар) должен предъявлять требования выплаты компенсации по гарантии банку (гаранту), может ли банк отказать в них и как во всей этой ситуации должен действовать подрядчик (принципал).

Рассмотрим порядок предъявления требования о выплате по банковской гарантии, обязанности и права сторон.

Процедура взыскания начинается с того момента, как бенефициар сочтет принципала не выполнившим какие-либо свои обязательства по контракту. Подобные обязательства должны быть прописаны заранее в конкурсной документации, иначе гарант будет иметь право отклонить притязания заказчика.

Итак, заказчику, понесшему ущерб, перед подачей заявления нужно собрать следующие документы:

  • Подписанный с исполнителем контракт со всеми приложениями.
  • Банковскую гарантию.
  • Расчетную стоимость суммы возмещения.
  • Документы, доказывающие адекватность требуемой суммы ущербу, в случае если размеры взыскания не оговорены в тексте контракта.

Этот пакет документов нужно подать в банк-гарант, дополнив письменным заявлением с требованием выплаты денежных средств по банковской гарантии.

Очень важно не затягивать долго со сбором документации и подачей письменного обращения, ведь если действие гарантии (которое длится на 1 месяц дольше, чем срок завершения контракта) к моменту подачи заявления завершится, то выплаты по ней не будет даже в том случае, если требования бенефициара справедливы.

Срок рассмотрения требования, как правило, устанавливается заранее. Если это не было предусмотрено, то финансовые учреждения обычно рассматривают заявление в течение 2-5 рабочих дней, увеличивая этот срок не больше, чем вдвое, если того требует сложность и запутанность случая.

Гарант, получивший требование о выплате, обязан уведомить о ней принципала, предоставив ему копию заявления и всех прилагающихся документов. Таким образом, пока банк рассматривает заявление, у принципала есть время изучить документацию и, в случае ее несоответствия действительности, предоставить гаранту дополнительные бумаги. Само финансовое учреждение оценкой правовой значимости документов не занимается. Гарант имеет право отказать бенефициару в 2 случаях: если тот предоставил требование после окончания срока действия гарантии либо если указанное нарушение не вписывается в рамки условий гарантийных обязательств.

Второй случай является достаточно спорным, поэтому у заказчика остается право собрать дополнительные документы и доказательства нарушения подрядчиком основных обязательств, входящих в условия. Гарант будет обязан рассмотреть подобное второе заявление.

Если бенефициар сочтет, что банк-гарант несправедливо отказывает ему в возмещении, то он вправе обратиться в суд, приложив к обращению все бумаги, заявления и официальные ответы банка.

Что же в таком случае требуется от принципала во всем этом регламенте, помимо проверки копий документов?

От подрядчика будут требоваться действия только тогда, когда гарант (или соответствующее судебное решение) признает правомочными требования бенефициара и выплатит по ним денежные средства. После окончания срока действия гарантии банк выставит принципалу регресс, и тот будет обязан возместить гаранту убытки. Некоторые банки, чтобы обеспечить свои интересы, заранее требуют внесения залога, депозита или ходатайства о поручительстве, используя затем эти средства для погашения собственных убытков.

Чтобы получить банковскую гарантию без залога и поручительства, советуем Вам обратиться в компанию «РосТендер». Звоните!