Начальная максимальная цена контракта (НМЦК)

Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) – это фундаментальное понятие, на котором строится ФЗ о ФКС. В п.3 ст. 18 ФЗ №44-ФЗ прямо установлено, что заказчик при составлении плана закупок обязан обосновывать НМЦК (некоторые ошибочно пишут аббревиатуру НМКЦ).

Так же законодатель прямо обозначил для нужд ФЗ-44 понятие НМЦК и способы ее определения. Это максимальная стоимость работ, услуг, поставки, которую заплатит заказчик при заключении контракта с единственным поставщиком.

Итак, как же правильно произвести расчет НМЦК по 44-ФЗ? Есть несколько способов, установленных законом:

Ø  метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Ø  нормативный метод

Ø  проектно-сметный метод

Ø  затратный метод

Остановимся на каждом из методов расчета НМЦК подробнее.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), так называемый, расчетный метод. Это приоритетный метод расчета. Данный метод расчета предполагает, что заказчик сначала изучает конъюнктуру рынка, делая поправки на свой регион и специфику закупки. Естественно, основанием служат сведения об идентичных товарах, работах, услугах, в их отсутствии — однородных. При применении заказчиком каких-либо поправочных коэффициентов, он обязан обосновать, например, спецификой закупки, регионом закупки, наличием в товарах каких-то специфических свойств или характеристик.

При применении этого метода возможно использование общедоступной информации. Помимо этого, есть утвержденный Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)". При обосновании НМЦК заказчик пользуется этим Приказом.

В целях получения ценовой информации для определения НМЦК рекомендуется осуществить следующие процедуры:

1) Направить запросы о предоставлении нужных сведений не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом соответствующих поставок, данные о которых имеются в свободном доступе (в частности, опубликованы в печати, размещена на сайтах в сети "Интернет");

2) Осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. При этом целесообразно принимать в расчет сведения о ценах, содержащиеся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет;

3) Разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - ЕИС) (до ввода в эксплуатацию ЕИС на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для получения сведений о размещении заказов на поставки www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт);

4) Осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации, к которой относится в том числе:

  • сведения о стоимости товаров, работ, услуг, содержащиеся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц, в том числе признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
  • данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;
  • информация о ценах, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
  • сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенные в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации;
  • данные информационно-ценовых агентств. При этом в расчет рекомендуется принимать данные таких агентств, которые предоставлены на условиях раскрытия методологии расчета;
  • иные источники, в том числе общедоступные результаты изучения рынка. 

5) По инициативе заказчика, в том числе, на основании контракта, может быть проведено изучение рынка в целях получения ценовой информации, необходимой для определения НМЦК. Результаты такого изучения рынка рекомендуется рассматривать наряду с иными источниками данных при условии раскрытия в отчетах об их результатах методологии расчета стоимости.

6) В случае направления запроса о предоставлении ценовой информации потенциальным поставщиками (подрядчикам, исполнителям) такой запрос рекомендуется направлять, в том числе, поставщикам (подрядчикам, исполнителям), имевшим в течение последних трех лет, предшествующих определению НМЦК, опыт выполнения аналогичных контрактов, заключенных с заказчиком и (или) другими заказчиками без применения к поставщику (подрядчику, исполнителю) неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных соответствующим контрактом. Если таких поставщиков (подрядчиков, исполнителей) было более пяти, то запрос рекомендуется направлять не менее чем пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), исполнявшим контракты в течение последних трех лет, предшествующих определению.

7) Запрос на предоставление ценовой информации, направляемый потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю), и (или) запрос о предоставлении данных, размещаемых в ЕИС (на официальном сайте или иных сайтах) или в печатных изданиях, должен содержать:

  • подробное описание объекта закупки, включая указание единицы измерения, количества товара, объема работы или услуги;
  • перечень сведений, необходимых для определения идентичности или однородности товара, работы, услуги, предлагаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • основные условия исполнения контракта, заключаемого по результатам закупки, включая требования к порядку поставки продукции, выполнению работ, оказанию услуг, предполагаемые сроки проведения закупки, порядок оплаты, размер обеспечения исполнения контракта, требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества;
  • сроки предоставления ценовой информации;
  • сведения о том, что проведение данной процедуры сбора информации не влечет за собой возникновение каких-либо обязательств заказчика;
  • указание о том, что из ответа на запрос должны однозначно определяться стоимость единицы товара, работы, услуги и общая стоимость контракта на условиях, указанных в запросе, срок действия предлагаемой стоимости, расчет такой стоимости с целью предупреждения намеренного завышения или занижения цен. 

8) Все документы, содержащие ценовую информацию, полученные, по запросам,  рекомендуется регистрировать в делопроизводстве заказчика и использовать в расчетах.

9) Не рекомендуется использовать для расчета ценовую информацию: 

  • представленную лицами, сведения о которых включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • полученную из анонимных источников;
  • содержащуюся в документах, полученных заказчиком по его запросам и не соответствующих требованиям, установленным заказчиком к содержанию таких документов;
  • не содержащую расчет цен.

10) При использовании в целях определения НМЦК данных, полученных из вышеуказанных источников, целесообразно в предусмотренном порядке, привести полученные стоимости к сопоставимым с условиями планируемой закупки, коммерческим и (или) финансовым условиям поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также привести цены прошлых периодов (более шести месяцев от периода определения) к текущему уровню в предусмотренном порядке). 

11) Коммерческие и (или) финансовые условия поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг признаются сопоставимыми, если различия между такими условиями не оказывают влияния на соответствующие результаты или эти различия могут быть учтены с применением корректировок таких условий.

12) При использовании в целях определения НМЦК ценовой информации  заказчиком может быть скорректирована стоимость в зависимости от способа осуществления закупки, явившейся источником сведений. При этом рекомендуется использовать следующий порядок:

  • если закупка осуществлялась путем проведения конкурса - цену при необходимости рекомендуется увеличивать не более чем на 10%;
  • если закупка осуществлялась путем проведения аукциона - стоимость при необходимости рекомендуется увеличивать не более чем на 13%;
  • если закупка осуществлялась путем проведения запроса котировок, запроса предложений - цену при необходимости рекомендуется увеличивать не более чем на 17%;
  • если закупка осуществлялась у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - стоимость в соответствии с настоящим пунктом не корректируется. 

13) Цены, используемые в расчетах, рекомендуется приводить в соответствие с условиями планируемой закупки, в отношении которой определяется НМЦК, с помощью коэффициентов или индексов для пересчета стоимости с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Перечень и значимость указанных коэффициентов, используемых при расчетах, рекомендуется определять, в том числе на основании результатов анализа исполненных ранее в интересах заказчика контрактов, и указывать в обосновании НМЦК. С помощью указанных коэффициентов, в том числе могут быть учтены следующие условия:

  • срок исполнения контракта;
  • количество товара, объем работ, услуг;
  • наличие и размер аванса по контракту;
  • место поставки;
  • срок и объем гарантии качества;
  • изменение базовой номенклатуры (комплектации, состава), обусловленное изменением удельного веса различных позиций (товаров, работ, услуг) в общем объеме закупки;
  • дополнительная номенклатура (комплектация) - появление новых (или исключение предусмотренных ранее) позиций в общем объеме закупки;
  • размер обеспечения исполнения контракта;
  • срок формирования ценовой информации;
  • изменение в налогообложении;
  • масштабность выполнения работ, оказания услуг;
  • изменение валютных курсов (для закупок импортной продукции);
  • изменение таможенных пошлин.

14) Цены прошлых периодов, используемые в расчетах в соответствии с настоящими Рекомендациями, могут быть приведены к текущему уровню путем применения коэффициента, рассчитанного в соответствии с формулой.

15) В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее пяти стоимостей товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

16) В целях определения однородности совокупности значений выявленных цен, используемых в расчете, рекомендуется определять коэффициент вариации. Коэффициент вариации может быть рассчитан с помощью стандартных функций табличных редакторов3. 

17) Совокупность значений, используемых в расчете, считается неоднородной, если коэффициент вариации цены превышает 33%. Если коэффициент вариации превышает 33%, целесообразно провести дополнительные исследования в целях увеличения количества ценовой информации, используемой в расчетах.

18) НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) определяется по формуле:

, где: 

- НМЦК, определяемая методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

v - количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);

n - количество значений, используемых в расчете;

i - номер источника ценовой информации;

  - цена единицы товара, работы, услуги, представленная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов (индексов), применяемых для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, определяемых в соответствии с пунктом 3.17 настоящих Рекомендаций.

 

Нормативный метод используется в случаях, предусмотренных ст. 19 44-ФЗ:

Определение НМЦК нормативным методом рекомендуется осуществлять по формуле: 

 

где:

  - НМЦК, определяемая нормативным методом;

v - количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);

  - предельная цена единицы товара, работы, услуги, установленная в рамках нормирования в сфере закупок.

При определении нормативным методом используются сведения о предельных ценах товара, работы, услуги, размещенные в ЕИС (до ввода в эксплуатацию ЕИС - на официальном сайте).

Нормативный способ может применяться для определения НМЦК (если стоимость нормируется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации) совместно с методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного в соответствии с пунктом 4.2 настоящих Рекомендаций.

 

Тарифный метод расчета НМЦК применяется лишь в том случае, если в данной сфере существует государственное финансовое регулирование.

 НМЦК в таком случае определяется по формуле:

 

 ,

где:

  - НМЦК, определяемая тарифным методом;

v - количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);

  - цена (тариф) единицы товара, работы, услуги, установленная в рамках государственного регулирования цен (тарифов) или установленная муниципальным правовым актом.

Проектно-сметный метод расчета цены НМЦК. В законе прописаны области закупок, где он может применяться:

1) Строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

2) Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.

3) Проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, стоимости контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

Затратный метод расчета НМЦК.  

В том случае, если нет объективной возможности применения других способов, возможно применения затратного метода определения НМЦК. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.